Maxim Mironov (mmironov) wrote,
Maxim Mironov
mmironov

Categories:

Особенности национального урбанизма



Я сегодня выступлю в необычном качестве и расскажу вам про урбанизм и про то, почему Москва – очень неэффективный город для жизни. Я для вас, скорее всего, не открою ничего нового. Но когда я слежу за спорами урбанистов, они ломают копья о каких-то второстепенных вещях, а огромных слонов в комнате, которые делают жизнь в городе крайне неудобной, просто игнорируют.

У нас такой специальности как урбанист вообще очень долго не было. В отсутствие собственных традиций, отечественный урбанизм – это, скорее, карго культ западного. Те, кто в России называют себя урбанистами, пытаются слепо копировать видимые атрибуты западных городов, ожидая, что если они это сделают, то и российские города по удобству будут такие же, как западные. Они действительно приложили много усилий, чтобы познать эту науку, – читали литературу, приглашали известных лекторов, кто-то даже ездил на Запад и получил профильное образование.

Проблема в том, что урбанизм – это всего лишь одна часть мозаики того, как устроены западные города, и если изучить только эту часть, даже очень хорошо, и не понимать, как устроены остальные части, то пазла все равно не сложится. Поясню на примере. Представьте, вы хотите сделать идеальную ванную комнату. Вы сделали ее больших размеров, купили лучшую сантехнику, купили кафель правильного цвета, чтобы поднимал настроение, установили мягкий свет, в общем все, как написано в учебнике, как обустроить идеальную ванную. Только вдруг, через неделю пользования у вас дерьмо начинает из унитаза лезть. Вы удивляетесь, перечитываете учебник и нигде не находите в разделе вопросов и ответов такой проблемы. Что же случилось? А случилось вот что. Западные авторы, которые пишут учебник, как обустроить туалет, подразумевают, что у вас к дому уже подведена канализация. Для них, это просто очевидно. Когда строится дом, то обязательно подводят канализацию. В России же почти каждый четвертый человек живет в доме без канализации (https://www.currenttime.tv/a/toilet-russia-village-sortir/29856169.html), то есть это вполне распространенная история. Если вы начнете строить идеальную ванную комнату в таком доме, то у вас тут же полезет дерьмо из унитаза. Прежде чем покупать итальянскую сантехнику и кафель, нужно сначала подвести канализацию к дому. Но ни в одном западном учебнике по обустройству ванных комнат этого написано не будет.

Кому-то мой пример покажется комичным, но на самом деле он очень точно отражает то, что происходит в Москве. Москву после сильных дождей регулярно затапливает (https://www.bbc.com/russian/media-57642398). То есть КБ Стрелка или какие-нибудь другие консультанты рисуют красивые картинки, а потом тратят кучу денег, чтобы было как на картинке. С помпой открывают, но скоро нужно все переделывать, потому что ливневую канализацию не сделали. К примеру, в Буэнос-Айресе, где я живу, дожди намного интенсивнее, чем в Москве, а город не затапливает.  Для мэра любого города очевидно, что ливневая канализация должна работать, и это и есть урбанизм.

Или, например, война с автомобилями. Урбанисты любят ссылаться на западный опыт и призывают использовать общественный транспорт. Мол, в США и Европе люди на работу ездят на поездах/метро/автобусах, в том числе те, кто живет за городом. Вы когда-нибудь ездили в этих поездах из пригородов Лондона или Нью-Йорка? Там взрослые люди едут на работу. Их дети уже в школе, потому что в этих пригородах не просто хорошие школы, а зачастую лучше школы, чем в городе. В США один из основных источников финансирования школ – это местные налоги, прежде всего, налог на собственность. В Москве ситуация принципиально другая. У меня несколько знакомых живут в коттеджных поселках и все они возят детей в школу в Москву. Около престижных поселков есть несколько частных школ сомнительного качества за безумные деньги, однако все качественные государственные школы находятся в Москве, обычно в районе центра. Они вынуждены вначале развести детей по школам, а потом ехать на работу. На общественном транспорте организовать такую логистику невозможно. Да и те, кто живет в Москве, также вынуждены часто возить детей в школы далеко.

Как можно решить эту проблему? Нужно менять налоговую систему, чтобы люди платили налоги по месту фактического проживания, а не работы и тогда в коттеджных поселках появятся хорошие школы. Или мэр Москвы понимая, что эти люди платят налоги в бюджет Москвы, сам должен на эти деньги построить школы, чтобы людям не пришлось ежедневно возить детей по пробкам. Это резко сократит нагрузку на дорожную инфраструктуру.

Если мы хотим, чтобы люди сократили передвижение по городу на транспорте, нужно сделать так, чтобы в шаговой доступности было все необходимое. К примеру, в Палермо, в районе Буэнос-Айреса, где я живу, в пределах 5-20 минутах ходьбы есть все, что мне надо, – магазины, супермаркеты, школы, детсады, поликлиники, больницы, парки, детские площадки, рестораны, бары и т.д.  У меня 5 детей, и я вообще никогда не пользуюсь машиной – она мне не нужна. И аналогичное верно для любого района Буэнос-Айреса. В Москве мэрия идет по обратному пути, например, сокращает поликлиники и больницы, тем самым заставляя людей тратить больше времени (и транспортной инфраструктуры) на получение помощи. Москва – богатый город и вполне может себе позволить, чтобы в радиусе 1 км была доступна поликлиника, а в радиусе 2-3 км - больница, где лечат от всего.

Опять же, если вы посмотрите на общественный паспорт, то значительная часть его пользователей – это пенсионеры. Они едут не только в поликлинику, но и на другой конец города, чтобы сэкономить несколько рублей на килограмме помидор. Учитывая повышение пенсионного возраста и огромную смертность от ковида, Москва может увеличить пенсии раза в два, и тогда пенсионерам не придется ездить на другой конец города, чтобы сэкономить. Общественный транспорт разгрузится и станет более привлекательным для тех, кто сейчас использует машины..

Москва – и так перегруженный город. Чтобы снизить нагрузку на дорожную сеть и инфраструктуру, нужно город разгружать. Что делает мэрия Москвы? Под видом реновации увеличивает плотность застройки в 3-4 раза (https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2019/04/24/800105-plotnost-zastroiki). Это значит, что в этом районе вырастет в 3-4 раза нагрузка на дорожную сеть и прочую инфраструктуру. Если мы хотим строить удобный город, то нужно на уровне города принять закон, что нельзя строить больше квадратных метров, чем уже построено, особенно в центральных районах.

Как я писал выше, пока в Москве для многих жить без машины очень неудобно. При строительстве дома должно быть правило, что застройщик обязан построить парковочных мест не менее 30% (цифра условная) от количества квартир. Иначе машинами заставят весь двор. А если застройщик в доме из 1000 квартир построит 300 машиномест, то сможет продать их – цена установится спросом со стороны собственников жилья. И тогда уже можно будет запрещать парковку во дворах.

Еще одна проблема, которую нужно решать в долгосрочной перспективе, - это разгрузка Москвы от функций, от которых можно ее разгрузить. Например, перевоз всех органов власти в какой-нибудь относительно близкий город. Например, Владимир. Туда можно перевести парламент, администрацию президента, все министерства и т.д.  До этого города строится скоростная дорога и скоростная железная дорога. Формально столица остается в Москве. Тогда и Москва сбрасывает с себя огромную нагрузку на инфраструктуру, и новый регион получает мощный толчок к развитию. Также кампусы новых университетов не нужно создавать в Москве. В США вполне успешно многие ведущие университеты работают далеко от крупных мегаполисов. Очень глупо было строить Сколково в Москве.

В общем, я считаю, что на данном этапе развития Москвы, урбанисты должны биться за создание нормальной ливневой канализации, требовать принятия закона о запрете увеличения плотности застройки в исторической Москве, лоббировать строительство школ и поликлиник около коттеджных поселков, где живут москвичи, увеличивать количество объектов необходимой инфраструктуры в шаговой доступности по всей Москве и т.д. А заниматься сейчас спорами вокруг троллейбусов, трамваев, электробусов, велодорожек, лавочек, бульваров – это как выбирать цвет кафеля в ванной комнате, к которой не подключена канализация.  Вот когда фундаментальные проблемы города будут решены, тогда можно будет открыть какой-нибудь западный учебник по урбанизму и начать выполнять его рекомендации параграф за параграфом.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →