Maxim Mironov (mmironov) wrote,
Maxim Mironov
mmironov

Categories:

Нужно ли доить малый бизнес?



На вопрос, вынесенный в заголовок, ответ однозначный – нет. Во-первых, в этом нет экономического смысла – собирать налоги с малого бизнеса все равно, что стричь свинью - визгу много, а шерсти мало. Во-вторых, во всем мире малый бизнес играет совсем другую роль – создание рабочих мест.

В России в малом бизнесе работает примерно одна шестая от всех занятых в экономике (http://www.atiso.ru/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit&id=1648&lang=en). В Европе этот показатель в три раза выше – около половины всех занятых работает на малых предприятиях. Основная причина – принципиальное отличие отношения государства. В России к малому бизнесу требования такие же, как и к большим предприятиям – он должен сдавать отчетность, следовать похожему регулированию, уплачивать все многообразие налогов и т.д. В других странах понимают, что основная задача  малого бизнеса – это не наполнение бюджета и не заполнение бумажек, а, прежде всего, создание рабочих мест. Поэтому задача государства – максимально упростить существование малых предприятий, чтобы они не были вынуждены отвлекать свои небольшие  ресурсы на занятия непродуктивной деятельностью.

Почему нельзя относится к малым предприятиям так же, как к большим? Потому что для них заполнение всяких бумажек и уплата различных налогов – это на порядок более тяжелое относительное бремя. Одно дело нанять бухгалтера, чтобы он готовил отчетность для предприятия в 100 сотрудников. Другое дело, нанять бухгалтера для ведения отчетности предприятия с тремя сотрудниками. Во втором случае, конечно, абсолютная стоимость ведения отчетности будет ниже, но относительная, как процент от выручки, будет намного выше. Эта административная нагрузка может отбить у многих предпринимателей желание начать заниматься бизнесом.

В России даже индивидуальные предприниматели (самая простая форма малого предпринимательства) на упрощенной схеме обязаны сдавать декларацию по УСН (упрощенная система налогообложения), и если у них есть наемные работники, формы по налогу на доход физлиц (2-НДФЛ и 6-НДФЛ). Это значит, что они должны нанимать бухгалтера, который будет вести учет, заполнять и сдавать все эти формы. Начиная с 2013 г., в России действует также патентная система, когда предприниматели могут купить патент и освободить себя от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Однако, во-первых, если у них есть работники, они должны платить взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС (до 2018 г. действует льготный период, и платятся взносы только в ПФР). Во-вторых, под патент подпадает строго определенный перечень из 63 видов деятельности (https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/sprav/KVPDP.DOC). По каждому виду деятельности для каждого региона и муниципального образования рассчитан свой тариф. Что делать, если ИП занимается несколькими видами деятельности? Например, у него парикмахерская и вдобавок он там торгует шампунями и косметикой. По какому коду ему брать патент, 03 или 46? Или летом он занимается переработкой сельхозпродукции, а зимой все это продает клиентам. Это код 21 или 34? Или, например, человек занимается ремонтом электроники, а в свободное время таксует. Ему идти по 6-ой или 11-ой категории? Скорее всего, предпринимателю в этих случаях просто откажут в выдаче патента (форма заявления на патент предусматривает только один вид деятельности https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/patent_zayavl.pdf).

Для того чтобы малый бизнес стал действительно центром создания новых рабочих мест, порядок уплаты налогов и ведения отчетности для малых предприятий нужно радикально упростить. Все предприятия с численностью работников до 10 человек и выручкой до 500,000 рублей в месяц, должны быть освобождены от ведения и предоставления любой отчетности, включая ПФР и ФСС. В дополнении к избыточной отчетности, ПФР и ФНС фактически грабят малых предпринимателей, начисляя несуществующие налоги (https://vc.ru/28423-the-bell-fns-po-oshibke-spisyvaet-s-predprinimateley-nesushchestvuyushchie-dolgi). Они пользуются тем, что для индивидуальных предпринимателей нанять профессиональных адвокатов и финансовых специалистов – это зачастую неподъемные издержки.

Единственный сбор, который малые предприниматели должны уплачивать раз в месяц или раз в квартал, - стоимость своего патента. Плюс они должны информировать о найме сотрудников,чтобы у этих людей в будущем было право на пенсию. Причем все это должно быть сделано через простую и удобную онлайнформу, чтобы ИП на оплату патента или информацию о найме нового сотрудника не тратил больше нескольких минут. Ставки патента должны быть также максимально простые, без сложных калькуляторов по видам деятельности и регионам. Например, такие:

Категория Ежемесячная выручка до Площадь занимаемого помещения до Количество наемных работников до Стоимость аренды помещения до Патент, в случае оказания услуг Патент, в случае торговли
1 30,000 ₽ 30 м2 0 12,000 ₽ 3,000 ₽ 1,800 ₽
2 60,000 ₽ 45 м2 1 20,000 ₽ 6,000 ₽ 3,600 ₽
3 100,000 ₽ 60 м2 2 35,000 ₽ 10,000 ₽ 6,000 ₽
4 150,000 ₽ 85 м2 4 50,000 ₽ 15,000 ₽ 9,000 ₽
5 200,000 ₽ 110 м2 5 65,000 ₽ 20,000 ₽ 12,000 ₽
6 250,000 ₽ 150 м2 7 90,000 ₽ 25,000 ₽ 15,000 ₽
7 300,000 ₽ 200 м2 8 110,000 ₽ 30,000 ₽ 18,000 ₽
8 350,000 ₽ 200 м2 9 125,000 ₽ 35,000 ₽ 21,000 ₽
9 400,000 ₽ 200 м2 10 140,000 ₽ 40,000 ₽ 24,000 ₽
10 500,000 ₽ 200 м2 10 170,000 ₽ 50,000 ₽ 30,000 ₽


Это предлагаемые ставки в среднем по России. Регионы могут их корректировать. В богатых регионах (например, Москва, Санкт-Петербург) все финансовые цифры можно умножить на 1.5 или 2. В бедных регионах (например, Ингушетия, Дагестан) поделить на 1.5 или 2. Но основной принцип должен быть неизменным – оплачиваешь фиксированный ежемесячный патент в зависимости от базовых параметров своего бизнеса и спокойно работаешь.

Почему нельзя полностью отказаться от регулирования малых предприятий и освободить их от уплаты патента? Есть две причины. Во-первых, это важно с точки зрения общественной справедливости. Почему работник, который работает за 100,000 должен платить НДФЛ и социальные взносы, а предприниматель, который зарабатывает столько же, вообще ничего не должен платить? Это будет вызывать в обществе конфликт и чувство несправедливого устройства. Во-вторых, если все малые предприятия, к примеру, с выручкой до 500,000 рублей полностью освободить от любых сборов, то это открытие черной дыры для ухода от налогов. Как будут уходить? Ну, например, всех работников переоформят в предприниматели. С ними будут заключать какие-нибудь договора на оказание услуг (с уборщицей на уборку, с водителем на перевозку грузов, с бухгалтером на ведение бухгалтерской отчетности и т.д.) и начнут им всем выплачивать зарплату по этим договорам. В результате тут же резко упадут сборы по НДФЛ и социальные налоги. Прибыль тоже (особенно средние фирмы) будут подобным образом уводить из-под налогов. Откроют несколько ИП на каких-нибудь бомжей и студентов и начнут на них прибыль сбрасывать. Все легально. Никаких налогов. Так работали в 1990-ые, когда государство открывало какую-нибудь экономическую зону с целью развития или давала льготы предприятиям с более чем 50% долей инвалидов. Тут же эти льготы начинали использовать не по назначению. Например, «Сибнефть» почти всю свою нефть продавала через трейдеров, зарегистрированных на Чукотке, у которых более 50% сотрудников были инвалиды.)

Будут ли предприниматели уклоняться от уплаты соответствующего размера патента, занижая ожидаемую выручку? Конечно, будут. Это неизбежно, многие предприниматели будут стараться платить патент по тарифу на одну или даже две ступени ниже. То есть тот, кто получает, например выручку в 50,000 рублей, будет говорить, что получает до 30,000, а кто получает, к примеру, 160,000, будет говорить, что получает до 100,000. Уклонение от налогов малыми предприятиями – неизбежный процесс. Издержки по верификации и контролю их выручки превышает выгоды по сбору дополнительных налогов. Здесь основной механизм контроля по косвенным признакам: размер занимаемого помещения, арендная плата, количество сотрудников. Грубо говоря, если предприниматель нанимает трех сотрудников, с минимальной зарплатой в 25,000 рублей каждый, и арендует помещение за 50,000 рублей, то минимальная выручка, чтобы только покрыть эти затраты должна быть 125,000 рублей. Если мы добавим прибыль в размере минимальной зарплаты и стоимость патента, то мы попадаем в 5-ую категорию – выручка до 200,000 рублей.

Налоговые проверяющие не должны иметь права ходить с инспекциями к малым предприятиям. Единственное возможное основание – это грубое нарушение условий патента, например, несоответствие площади помещения категории или количества сотрудников. Причем единственная санкция, которую могут применить – перевод предприятия в нужную категорию, с пересчетом стоимости патента за несколько периодов. Никаких приостановок деятельности или уголовной ответственности.

Остальные проверяющие (санитарные службы, пожарные) также не должны беспокоить малые предприятия. Если их деятельность связана с тем, что в одном месте собирается группа людей, и может быть потенциально нанесен вред здоровью (например, рестораны, ночные клубы, салоны красоты и т.д.), то единственное, что должны сделать предприниматели – это застраховать свою ответственность перед клиентами от пожара, отравлений и прочих рисков. Как это может работать, изложено, например, здесь http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/03/17/633934-otmenit-proveryayuschih. Если предприниматель оплатил стоимость патента и купил страховку, то он должен быть уверен, что никакие проверяющие, ни налоговые, ни какие-либо другие, его беспокоить не будут.

Малые предприниматели не должны сдавать никакую отчетность ни в налоговые органы, ни в ПФР, ни в другие органы. Единственной тип документации, который они должны вести, - это выдавать фактуры или кассовые чеки клиентам. У клиентов должен быть какой-то документ, что они купили товар или услугу, чтобы этот товар можно было вернуть, отремонтировать по гарантии, отчитаться о понесенных затратах и т.д.  Больше никаких документов/отчетов они вести/сдавать не обязаны.

Почему важно резко облегчить административные и налоговые барьеры для малого бизнеса? Есть две причины. Во-первых, малый бизнес может создать в экономике много рабочих мест. Сейчас в России низкая безработица, так как стоимость труда искусственно занижена. Если начать повышать стоимость труда, в том числе повышая минимальную зарплату, то без облегчения барьеров для малого бизнеса начнет расти безработица. Если же понизить барьеры входа и издержки функционирования для малых предприятий, то они смогут создать новые рабочие места, тем самым не дав безработице существенно вырасти. Во-вторых, многие современные крупнейшие предприятия с многомиллиардной капитализацией выросли из малых предприятий. Facebook, Apple, Microsoft, Google и многие другие начинались как малые предприятия, основанные несколькими единомышленниками. Если мы хотим достичь роста и развития экономики, в том числе в инновационных секторах, нужно не вбухивать бюджетные миллиарды во всякие «Роснано» и «Ростехи», а резко облегчить условия создания малых предприятий, так как из малых потом могут вырасти большие и очень большие. Любой человек должен понимать, что для того, чтобы начать заниматься бизнесом, ему достаточно начать платить государству 3,000 рублей в месяц, и это гарантирует его легальное право на работу и отсутствие любых других поборов от проверяющих.

   Статья подготовлена для аналитического проекта «План перемен» http://planperemen.org/



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments