Maxim Mironov (mmironov) wrote,
Maxim Mironov
mmironov

Categories:

Кто виноват? (не деятели искусства)



Каждый раз после громкого ареста каких-то знаковых людей в адрес известных актеров, режиссеров и других деятелей искусства сыпется множество упреков в том, что они выступали доверенными лицами Путина, что они не сказали то, что должны были сказать, что их смелости хватило только на то, чтобы упасть в ноги царю-батюшке с челобитной и т.д. и т.п. Я понимаю мотивы, почему общество так реагирует. Однако считаю подобную реакцию не совсем справедливой.

  У них действительно нет выбора. Я прочитал много пафосных комментариев в стиле «а не надо было сотрудничать с государством и/или брать у него деньги». А какие у актеров и режиссеров есть варианты? По сравнению с другими профессиями их выбор, с кем сотрудничать, очень ограничен. К примеру, я закончил экономический факультет Новосибирского государственного университета, магистратуры РЭШ и ВШЭ. У выпускников ВУЗов, где я учился, есть богатый выбор, на кого работать. Хочешь – идешь в  правительство или другую госструктуру. Хочешь – идешь в российский бизнес. Хочешь – уезжаешь и работаешь в иностранных компаниях по специальности. Наконец, можно продолжить обучение и стать профессором в российском или зарубежном ВУЗе. Для актеров и режиссеров подобной широты выбора просто не существует. Все ведущие театры и федеральные телеканалы находятся под контролем государства. Государство также является основным источником средств для киноиндустрии. Вариант эмигрировать и найти работу по специальности за рубежом для них тоже не существует. Это как раз те профессии, для которых языковой барьер непреодолим. Получается, хочешь не хочешь, но ты вынужден тесно сотрудничать с государством, если  остаешься в профессии.
Также не стоит забывать, что люди творческих профессий – это весьма специфические люди. Конкурс в ведущие театральные ВУЗы – 100-150 человек на место. Однако даже те счастливчики, кто смог поступить, потом прикладывают неимоверные усилия, чтобы попасть в ведущие театры. Среди выпускников театральных ВУЗов таких не более 20-30%. Остальные из гонки выбывают. Из этих оставшихся людей всего несколько процентов становятся звездами. Основная сила, которая движет людьми участвовать в этой гонке, в которой только десятые доли процента достигают успеха – это желание славы, зрительского признания, творческой самореализации. Для них это стоит на первом месте, все остальное – семья, политика, общественные процессы – на втором или даже на десятом месте. Это не говорит о них плохо, просто так построена система отбора на всех этажах. Наверху пирамиды мы видим только самых талантливых и самых мотивированных на творческий успех людей.  Актеры и режиссеры, у кого творческая карьера сталкивается неудачно, зачастую спиваются или продолжают пытаться реализовать свои творческие амбиции на своих детях (у многих детей-актеров, родители – неудавшиеся актеры). Для творческих людей лишится любимой работы – это значит, лишится всего. Государство является монопольным работодателем для них и этой своей властью пользуется.

   Деятели искусства находятся на виду и с них требуют публичную позицию по всем громким поводам. Большинство из нас по многим громким поводам предпочитает скромно промолчать. Да общество и не требует от нас никакой реакции. Когда выдвинули обвинения Чичваркину, общественность не требовала настойчиво публичной реакции от Фридмана, Прохорова, Абрамовича или Усманова (да и сам Чичваркин, когда шли процессы над Ходорковским, не выступал публично по этому поводу). Когда арестовали Улюкаева, не было общественного запроса к его коллегам по правительству – Дворковичу, Шувалову или заместителям Улюкаева - публично выступить и заклеймить кровавый режим. Сейчас судят Никиту Белых. Мы тоже не слышим требований к его бывшим коллегам по цеху – членам СПС (Чубайс, Хакамада, Кириенко) и подчиненным в Кировской области - выступить и четко обозначить свою позицию по поводу того, что из здорового человека за год сделали инвалида. Мы также обычно не видим ни коллег опальных бизнесменов, ни министров, ни губернаторов во время судебных заседаний среди группы поддержки. Ведь все всё понимают. А творческой интеллигенции все постоянно предъявляют: «Как вы можете молчать? Как вы может продолжать сотрудничество с государством?». Причем требует не только общество, но и государство. Вам лично сколько раз власти присылали на подпись какое-нибудь письмо в поддержку Крыма, Путина или против Ходорковского? Мне, например, ни разу. А от них постоянно требуют выразить четко свою позицию: «Если ты не хочешь подписать «за Путина», значит, ты «против?».

Если уж начинать кампанию общественного давления на двуличных соглашателей, то нужно сперва взяться за тех, у кого были и есть другие варианты строить собственную карьеру, тем не менее, они выбрали стать частью правящей элиты. Путинский режим держится не на Сечине, Миллере или Роттенбергах. Эти господа - специалисты в области «как украсть, и побольше, побольше». Система работает благодаря циничным профессионалам – Шувалову, Улюкаеву, Орешкину, Кириенко, Чубайсу, Дворковичу, Набиуллиной и другим. Они ради дополнительных выгод, которые им выдает государство по сравнению с частным сектором (финансовых, мигалок, статуса и т.д.), и обеспечивают функционирование системы. Эта система в свою очередь арестовывает людей и преследует инакомыслящих. У них нет такой дилеммы: уход  с госдолжности не означает конец их профессиональной жизни. Они могут успешно работать как в России, так и за рубежом. Работать на Путина – их осознанный выбор, и наша задача сделать так, чтобы как можно меньше людей делало такой осознанный выбор.

Я надеюсь, что в скором времени работать в правительстве или госкорпорациях станет неприличным. Друзья будут отворачиваться от таких людей. Знакомые при случайных встречах будут делать вид, что незнакомы. Студенты вузов, когда им кто-то будет говорить: «А вот выпускник вашего вуза в правительстве работает» будут опускать в пол глаза и стыдливо отвечать: «Ну, что ж, в семье не без урода». А пока ситуация ровно обратная. Путинские чиновники занимают высшие должности и пользуются почетом и уважением в лучших вузах страны, в том числе, в особенно дорогих мне ВШЭ и РЭШ. Ректор ВШЭ – Кузьминов, апологет Володина (https://er.ru/news/146565/) и депутат Мосгордумы, избранный при поддержке «Единой России». Председатель совета директоров РЭШ – Дворкович, вице-премьер правительства, чей непосредственный начальник Медведев так и не смог ничего ответить на обвинения в многомиллиардной коррупции (https://dimon.navalny.com/). Их приводят в пример студентам как образец успешной карьеры и призывают на них равняться.

Людей, у которых есть реальный выбор, сотрудничать или не сотрудничать с режимом, - довольно много, и нужно добиваться, чтобы они делали выбор в пользу «не сотрудничать». Выпускники успешных вузов не должны идти работать в правительство и госкорпорации, бизнесмены должны отказываться от государственных заказов и финансирования единоросовских кампаний. Те, кто уже работает в правительстве и всяких Роснано, должны постараться найти другую работу. А то получается, мы ответственность за все свои беды хотим переложить на деятелей искусств, потому что они известные и у всех на виду. Ищем кошелек там, где светло, а не там,  где потеряли. Не Чулпан Хаматова и Константин Хабенский представляют оплот путинского режима, а совсем другие люди. Но они предпочитают оставаться в тени и на все неудобные вопросы отвечать «я профессионал, я просто делаю свою работу».


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments