?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Ошибки прогнозов. Ответ Мовчану
mmironov
Во-первых, я бы хотел извиниться перед Андреем Мовчаном за тон своего поста (http://mmironov.livejournal.com/23735.html). Просто то, что я готов простить Михаилу Хазину и Сергею Глазьеву, я не могу прощать, как Андрей точно выразился (https://snob.ru/selected/entry/127020), своим co-alumni,  членам совместного  клуба. Мое возмущение вызвало незнание или игнорирование идей профессоров, портреты которых висят на почетном месте в Чикагском университете и которые заслужено получили Нобелевские премии. Гэри Беккер и его коллеги за последние 50 лет перевернули наше понимание касательно борьбы с преступностью, коррупцией и многих других вещей. Тот, кто профессионально пишет на данные темы, должен обладать хотя бы базовым пониманием их экономических моделей. Из-за этого своего возмущения я был не очень корректен в выборе формулировок, когда писал свой разбор аргументов Андрею. Надеюсь, он примет мои извинения, и дискуссия дальше пойдет в конструктивном русле, без взаимных оскорблений и обвинений в профнепригодности.

Теперь перейдем к сути.

В ответе Андрея (https://snob.ru/selected/entry/127020) нет возражений по поводу моих аргументов касательно борьбы с коррупцией, связи риска и размера взятки, «миллиона честных чиновников», а также того, что Навальный уничтожает политическую конкуренцию. Я считаю, что борьба с коррупцией и восстановление политической конкуренции – это ключевые пункты программы Навального. Если мы достигнем хоть какого-то прогресса по этим двум пунктам, то это уже будет мощный толчок для развития и экономической, и политической жизни. Именно коррупция и отсутствие политической конкуренции – главные тормозы для нашего успешного развития.

Вопрос повышения минимальной зарплаты является для меня менее важным, по сравнению с борьбой с коррупцией и нормализацией политической жизни. Однако если мы хотим построить социальное государство, то это один из самых эффективных способов снижения социального неравенства и, как следствие, социального напряжения. Ответ Андрея сфокусирован в основном на этом пункте – последствия для экономики повышения минимальной зарплаты.

Я внимательно изучил методику Андрея, но у меня не получилось реплицировать, исходя из его объяснений, цифру в 6–8 триллионов рублей для всей экономики. Возможно, он упустил какие-то детали или вводные. Но даже тех объяснений, которые были даны, достаточно, чтобы подтвердить мое предположение, которое я высказал в своем посте (http://mmironov.livejournal.com/23735.html): неправильные выводы касательно и инфляции, и нагрузки для бюджета, и нагрузки для всей экономики – это следствие ошибок, которые привели к завышению этой нагрузки в несколько раз.

Главные ошибки

- В расчетах не учтена инфляция. Андрей берет за базу данные за 2015 г., однако следует учитывать, что Навальный сможет стать президентом не ранее мая 2018 г., то есть увеличить минимальную зарплату не ранее 2019 г. Поэтому в расчетах  нужно учитывать инфляцию за 2015-2018 гг. Суммарная инфляция за 4 года составит 31% (см. мой пост, откуда взялась эта цифра http://mmironov.livejournal.com/24042.html). Если инфляцию не учитывать, то дополнительная нагрузка на экономику будет сильно завышена. Вот таблица из моего поста, где учтена инфляция за 2015-2018 гг.:

Если же мы возьмем данные за 2015 г. как есть, без учета инфляции, то получим

То есть, если игнорировать инфляцию за 4 года, то только из-за этого оценка дополнительных расходов будет завышена на 61%.  То, что инфляция есть и зарплаты растут примерно со скоростью инфляции, можно убедиться, посмотрев на свежие данные за апрель 2017 г.
от до Среднее процент занятых
0 7500 6338.2 1.8%
7500.1 9000 8252.1 2.9%
9000.1 10600 9852.3 3.2%
10600.1 12200 11431.1 3.6%
12200.1 13800 13037.8 3.7%
13800.1 15400 14619.3 3.8%
15400.1 17000 16234.2 4.1%
17000.1 18600 17816.5 4.2%
18600.1 21800 20247.7 7.9%
21800.1 25000 23403.6 7.8%


Суммарная инфляция за 2015-2016 гг. была около 19%, примерно на столько же подросли зарплаты. То есть, если бы Андрей отталкивался от данных за 2017 г., то его оценки оказались бы процентов на 30 ниже.  Можно отталкиваться и от данных за 2015 г., и от 2017 г., главное учитывать инфляцию. Иначе, оценки будут сильно скакать, в зависимости от того, какой год брать за базу (2013 г., 2015 г. или 2017 г.), и все они будут некорректными. Если инфляцию учитывать, то оценки также будут более стабильными (у меня получилось на основе 2015 г. оценка общих затрат для экономики 2.567 трлн., на основе 2017 г. - 2.516 трлн.)

- Некорректно учтен социальный налог. Когда Андрей получает цифру для белой экономики, он умножает ее на 1.3, чтобы получить общую нагрузку, включая социальный налог. Этот подход не совсем корректен. Во-первых, в программе Навального наряду с пунктом о повышении минимальной зарплаты, содержится предложение о снижении налоговой нагрузки на бизнес, в том числе социального налога. Чтобы не лишать финансирования социальные службы, можно предположить, что объем социальных сборов останется  таким же (значит, ставка социального налога понизится, так как зарплаты вырастут). Если мы не будем менять общий размер социальных сборов, то эффект на экономику будет заключаться только в росте зарплат, и на 1.3 ничего умножать не надо. Однако если даже предположить, что ставка социального налога не изменится, все равно общая цифра допрасходов для экономики останется такой же, изменится только ее распределение между государством и бизнесом. Рассмотрим простой пример. Предположим, в экономике зарплаты вырастут на 100 рублей - 50% из них в госсекторе, 50% в частном. Тогда рост зарплат на 50 рублей профинансирует государство, на 50 рублей -бизнес. Теперь предположим, что есть социальный налог 30%, тогда бизнес заплатит 65 рублей (50+30%*50), и государство заплатит 65 рублей (50+30%*50). Но государство также соберет 30 рублей налогов (30% от 100). Итого чистый эффект на бюджет будет 35 рублей (65-30). Получается, экономика все равно понесет дополнительные расходы размером 100 рублей (65+35), просто без социального налога они делились в пропорции 50% на 50%, а с социальным налогом - 65% на 35%, то есть государство часть своих расходов переложило на бизнес. Кто-то возразит, что социальные фонды и бюджет – это разные источники финансирования. Формально это так, но по сути это разные карманы одного и того же государства, и государство при желании свободно перекладывает деньги из одного кармана в другой (см. например https://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/04/23/transfer-v-pensionnii-fond-rossii-v-2016-godu-budet-uvelichen-na-350-mlrd-rublei-minfin)
Из-за того, что Андрей взял и результат, полученный на предыдущем шаге, умножил на 1.3, его оценка получилась завышена еще на 30%.

- Некорректная корректировка на медиану. Андрей пишет:  «в каждой группе медиана может быть ниже средней (по всей стране медиана ниже средней примерно на 25%), но это даст нам нижний порог оценки (а если эти 25% добавить — это будет, наверное, верхний порог)». В Таблице 1 в сборнике Росстата за 2015 г., на которую он ссылается, (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/11c4980041c1bcbf9ee9fe27f9898572) уже приведены средние зарплаты по группам (Финам, на который ссылается Андрей, просто перепечатал эту таблицу, округлив цифры). В частности, 4905 рублей – это средняя зарплата в группе до 5965, 6654 рублей – средняя в группе от 5965 до 7400, и т.д. Их ни на какую медиану/среднюю корректировать не надо. Чтобы оценить рост зарплат, от 25000 рублей нужно отнимать именно среднюю зарплату по группам, а не медиану.  Если же провести корректировку на 25% вниз, то эти величины просто вылезут за пределы своих промежутков. То есть 6654 минус 25% = 4990 – уже не помещается в интервал 5965 до 7400. Аналогично по остальным категориям. Получается, что верхняя оценка, которую Андрей получил как базовую оценку плюс 25% - просто результат неправильной корректировки на медиану. Даже если в подсчете Росстатом среднего по группам есть какие-то неточности, размер корректировки, скорее всего, составит не более нескольких процентов (может быть в ту или иную сторону), но никак не 25%.

 Итого, если мы уберем верхнюю границу от 6-8 триллионов (неправильная корректировка на медиану), то получим оценку в 6 триллионов. Если мы разделим на 1.3 (некорректный учет социального налога), то получим цифру в 4.61. Если мы учтем фактор инфляции (разделим на 1.61), то получим цифру 2.86 триллиона. Как видно, если провести корректировку всего на три ошибки, сделанные Андреем, то оценка упадет по сравнению с 6-8 трлн. в несколько раз и не сильно будет отличаться от моей оценки – 2.57 трлн.

Голословные и некорректные утверждения

В описании расчетов Андрея есть также несколько предположений, на которые он ссылается, но которые не подкреплены ни теорией, ни статистическими данными.

-    «Если предположить, что на 50% бюджетников придется 70% затрат на повышение зарплаты…» Откуда взялось это предположение? Почему не 63% или 74%? В статистическом сборнике Росстата есть достаточно данных, чтобы посчитать соотношение зарплат (см. таблицу 8.16),  и если провести расчеты, соотношение зарплат между бюджетниками и частным сектором будет существенно отличаться от пропорций, предложенных Андреем.

- «Бюджетников в этой сумме много больше, чем частных работников. Во-первых, потому что у бюджетников зарплаты достаточно низкие, особенно в регионах, и уж точно у них нет высоких зарплат» - это голословное утверждение, которое ничем не подтверждено. В регионах, особенно бедных (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Тыва, и т.д.), зачастую зарплаты бюджетников, которые включают силовиков, выше, чем в частном секторе. Да и если посмотреть на статистику по всей России, то утверждение Андрея тоже не соответствует действительности. Приведу данные из таблицы 8.16 за 2014 г. Средняя зарплата по стране 32,495 рублей Зарплаты в учреждениях в разных видах собственности следующие: государственная - 36,531 рублей, муниципальная - 22,803 рублей, смешанная российская - 46,396 рублей, иностранная и совместная российская и иностранная – 54,971 рублей. В частных компаниях средняя зарплата – 28,187 рублей. То есть средний уровень зарплат по стране в государственных и муниципальных предприятиях примерно соответствуют уровню зарплат в частном секторе, а это значит, что в бедных регионах, зарплаты бюджетников выше, чем в частном секторе (потому что там частный сектор относительно плохо развит). В богатых регионах отношение обратное – зарплаты в частном секторе выше, чем в государственном.

- «Из 77 млн потенциальных работников в России официально работают и платят налоги только 50 млн, как уже сказано». Согласно оценкам Росстата, в теневом секторе работает 15.4 млн человек (http://expert.ru/2017/04/18/trud/). Число занятых в России,  по данным Росстата, составило 71,539 тыс. человек (таблица 1.7 из статистического ежегодника). То есть официально заняты 55 млн. человек, а не 50 млн. Видимо, Голодец, на которую ссылается Андрей, округлила для простоты цифру 55 млн. до 50 млн. Если проводить расчеты, то лучше ссылаться на первоисточник (Росстат), чем на неточный пересказ этих данных чиновниками. Все-таки 5 миллионов человек - это 10% от официальной занятости.

 - «Это значит, что 27 миллионов человек работают в тени и сейчас» - некорректное утверждение, основанное на неверном числе занятых (77 миллионов - это экономически активное население, а не число занятых, которое существенно меньше) и некорректной оценке числа официальных занятых (см. предыдущий пункт). Число занятых в теневой экономике, согласно оценкам Росстата, 15.4 миллиона человек. Таким образом, число занятых в неформальном секторе завышено на 80%. Возможно, есть иные оценки теневой занятости, отличные от Росстата, но оценки Андрея - просто результат применения неверных цифр.

- «Профессор, конечно, активно возражает: «Моя верхняя оценка — порядка 2,5 триллионов для всей экономики. Однако это оценки для всей экономики, а не только для бюджетников, которых в России порядка 20% от всех занятых...» Как жаль, что профессор не только не владеет математикой (иначе как бы он получил 2,5 там, где все получают 4+)» Согласно данным Росстата (таблица 4.19), в России в 2014 году на бюджетных предприятиях различной формы собственности работало 14,007 тыс. человек. Если мы разделим на число занятых (71.5 млн), то получим 19.9% бюджетников от общего числа занятых. Я действительно, округлил 19.9% до 20% для простоты изложения.



-  «А зарплаты придется платить новыми, эмиссионными деньгами — очевидно инфляция на это среагирует активнее». Необходимость финансирования зарплат эмиссионными деньгами не следует ни из предыдущих аргументов Андрея, которые излагались до этого утверждения, ни из последующих.  Вообще эмиссией можно финансировать любые затраты, и инфляция будет следовать именно из факта денежной эмиссии. Однако почему в данном случае необходим именно эмиссионный источник финансирования, Андрей никак не доказывает. Опыт стран, которые повышали минимальную зарплату, также не говорит о том, что источник финансирования роста зарплат должен быть эмиссионным.

Спорные предположения

Помимо голословных утверждений, которые  никак не подкреплены фактами или теорией (а зачастую даже им противоречат), Андрей вводит несколько спорных предположений. Экономический анализ допускает введение подобных предположений, однако требует детального обоснования и аргументации, а также рассмотрения альтернатив.

- «Повышение вызовет жесточайший перекос на рынке труда, потребовав повышения зарплаты и многим из тех, кто получает 25 000 плюс, так как они будут демотивированы ростом зарплат у подчиненных и коллег. Если предположить, что последствием такого поднятия будет только 10-процентное увеличение зарплат вдоль всей верхней части линейки…» - С точки зрения теории, зарплаты сотрудников в более высоких категориях могут как вырасти, так и упасть. Рост может быть вызван тем, что неквалифицированный труд подорожает, а значит и квалифицированный труд, который может заменять неквалифицированный (например, вместо 2-х малоквалифицированных бухгалтеров можно нанять одного квалифицированного), тоже подорожает.  Однако есть и противоположный эффект. Часть низкоквалифицированного персонала неизбежно потеряет работу и будет вынуждено искать себе новую, в том числе, пытаясь овладеть новой профессией или соглашаться на более тяжелые условия труда. Например, вахтер может выучиться на охранника или пойти работать водителем маршрутки (легкой работы не будет, придется соглашаться на тяжелую). То есть вновь появившиеся безработные будут создавать давление, в том числе, и на сегменты с более высокими зарплатами, что может привести к снижению зарплат. Я бы рассмотрел тут два сценария. Первый сценарий – Андрея. Второй сценарий - зарплаты верхних категорий не изменятся, потому что логика, что верхние сегменты будут демотивированы и потребуют повышения – неочевидная. Предположим, директор школы получает 50,000 рублей, а уборщица 10,000. После повышения минималки, уборщица будет получать 25,000. Почему обязательно директору школы нужно повышать зарплату до 55,000 рублей? Он что уволится, если ему не поднять зарплату? Количество директоров и школ от повышения зарплаты уборщицам не изменится, значит, спрос на директоров и предложение директоров останется тем же. Если посмотреть на европейские страны, где высокие минимальные зарплаты, то там разница между зарплатой квалифицированного персонала и неквалифицированного, очень небольшая. К примеру, в Германии и Франции минимальная зарплата - порядка 1,500 евро. При этом значительная часть квалифицированного персонала (учителя, профессора, офисные сотрудники, инженеры, и т.д.) получают порядка 2,500-5,000 евро в месяц. То есть разница в доходах между квалифицированным и неквалифицированным трудом составляет 2-3 раза. Я не вижу криминала, почем и в России эту разницу не сократить с 10-15 до хотя бы 3-5.

- «…мы увидим уход в тень, в которой зарплаты, конечно, будут рыночными, а не навязанными, только налогов станет сильно меньше, ведь в тень уйдут компании целиком, а не только в части низкооплачиваемых работников.» Это тоже спорное предположение и зависит от того, как провести реформы. Если сократить взносы социального страхования, освободить от налогов малый бизнес (заменить все налоги на простые патенты), то можно даже ожидать, что часть бизнеса выйдет из тени. Как и в предыдущем случае, здесь имеет смысл рассмотреть различные сценарии.

Внутренние противоречия

В модели, приведенной Андреем, также присутствуют внутренние противоречия, то есть одна часть его утверждений противоречит другим.

- «Это означает рост цен — конечно, не так сильно, но процентов на 10–15 точно будет. Это значит, что все, кто до этого момента получал 25 000 рублей и больше, разом беднеют на 10–15%.» Однако до этого в модели Андрея было, что «Если предположить, что последствием такого поднятия будет только 10-процентное увеличение зарплат вдоль всей верхней части линейки…» Итого, в его модели уже заложен рост зарплат всем, кто получал более 25,000 рублей, на 10%. Когда Андрей писал выводы про инфляцию, то просто это не учел. Если учесть, то они обеднеют не на 10-15%, а на 0-4.5% (ведь зарплаты высоких категорий тоже вырастут, согласно предположениям Андрея).

- «Решение о поднятии МРОТ до 25 000 рублей, таким образом, добавит к зарплатам (общий объем которых около 26 трлн в год, данные того же периода) еще до 6-8 трлн. Это 23–27% плюс к объему средств, идущих на потребление» Андрей добавляет к объему зарплат цифру 6-8 триллионов. Однако цифра 6-8 триллионов включает не только зарплаты, но и социальные налоги, который Андрей оценивает по ставке 1.3. Если их вычесть (а их вычесть надо, потому что нельзя прибавлять к объему зарплат увеличение зарплат плюс социальные налоги), то получим увеличение от 4.6 до 6.2 триллиона. Если мы аналогично пересчитаем инфляцию, то промежуток в 10-15% превратится в 7.7-11.5% (на самом деле корректировка будет чуть меньше, так как, насколько я понял, в цифре 6-8 сидит также и увеличение теневых зарплат, на которые не платятся налоги, но все равно корректировка будет существенная)

- Расчет допрасходов для бюджета. Андрей приводит цифру допрасходов 2.9 трлн рублей. Однако в его расчете нигде не присутствуют поступления от увеличившихся социальных налогов, которые поступают в бюджет. Эти поступления вообще куда-то пропадают из модели. Объем возросших социальных налогов, согласно предпосылкам Андрея, должен составить порядка 1.5 триллиона рублей. Если отнять эту цифру от 2.9 триллиона, то получим дополнительные расходы для бюджета 1.4 триллиона. То есть даже если исходить из всех предпосылок Андрея и оставить другие переменные неизменными, то цифра дополнительных расходов для бюджета у него завышена в 2 раза.


В модели Андрея присутствуют еще несколько второстепенных ошибок. Я не буду на них подробно останавливаться, чтобы не перегружать пост. Единственное, на чем я бы еще хотел остановиться, это на цифре «Ага. Вся прибыль всего бизнеса России — 10 трлн рублей» У российского бизнеса куда больше ресурсов, чем декларируемая прибыль. Моя докторская диссертация в Чикаго как раз была посвящена измерению теневой экономики в России. Если интересно, можно посмотреть исследования на эту тему, например, статью Луиджи Зингалеса, профессора Чикаго, с соавторами про занижение прибыли через трансфертное ценообразование  http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0304405X07000323), мою статью, в которой измерено, сколько денег уводится из-под налогов с помощью фирм-однодневок (http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jofi.12026/abstract). Могу с уверенностью утверждать, что российские компании скрывают от налогов ежегодно более сотни миллиардов долларов, то есть их реальная прибыль, которой располагают российские олигархи, существенно выше, чем та, которую они декларируют налоговым органам.

Касательно моей колонки «Нам всем глобально переплачивали», которую Андрей процитировал (https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/11/06/nam-pereplachivali) -  ее смысл, скорее, касался таких работников, как мы с Андреем. Кстати, цитату, которую я вынес в заголовок, произнес один мой хороший друг, инвестбанкир во времена его работы в  «Ренессанс-Капитале» (как я понимаю, Андрей там тоже работал). Я, когда работал в инвестиционном фонде, получал существенно больше денег, чем я бы получал на аналогичной позиции в США. Все мои знакомые юристы, банкиры, финансисты и многие другие также получали завышенные зарплаты. Однако я категорически не согласен, что учителя, врачи, работники ЖКХ, кассиры в супермаркетах как-то особенно разжирели, и им зарплаты нужно урезать. Мой пост касался тех сегментов рынка труда, зарплаты на которых неоправданно выросли в течение 2000-х и никак не относился к тем, кто живет на 10,000-15,000 рублей и еле-еле сводит концы с концами.


Еще раз хочу подчеркнуть, что я ни в коем случае не против критики программы Навального (или любой другой экономической программы). Я сам со многими положениями его программы не согласен. Однако если кто решит выступать с критикой, хочется, чтобы такая критика была основана на разумных экономических теориях и достоверных фактах, а не голословных утверждениях и ошибочных цифрах. Иначе, это просто не имеет никакого конструктивного смысла.

Пока я на стороне аффтора. Но ждем продолжения!

По поводу МРОТ, еще раз повторю свой комментарий, специально для тупых:
"Есть огромный класс людей, которые по разным причинам и не претендуют на такую зарплату. Это студенты на подработке, разные бабушки-пенсионеры, раздающие рекламу и т.д. Вот благодаря этому закону они потеряют работу."

Это Вам подтвердит любой нормальный экономист, что вмешательство государства в рынок труда увеличивает безработицу, не говоря уже о том, что большая часть трудовых отношений уйдет из правового поля. Зачем людям делать хуже? Вон Германия недавно либерализовала свой рынок труда и безработица сразу стала меньше.

Господи, да это все решается почасовой оплатой. Никто ничего не потеряет.

Спасибо. Очень круто, что вы вернулись на цивилизованную дискуссию.
Я понимаю, что это совет не к вам, очень хочется, чтобы пункт о снижении налогов был обязательно указан на сайте Навального.

Что ж здесь крутого?

Интересна макра, езжайте в Чикаго или сами садитесь за учебники. Алексея, уверен на 100%, арифметическая дуэль двух соклубников интересует в 129-ю очередь(о чем он, как политик, конечно не скажет публично).
Ему надо ЗАСТАВИТЬ власть открыть легальное политическое пространство для себя(а значит и для других, иначе паровоз не ездит). И популистские левые лозунги в стране с перекрытыми социальными лифтами и огромной разницей доходов между верхним "децилем" в 2% :-( и нижним, в 82%, самое действенное политическое оружие. Независимо от подсчетов "експертов", кем бы они не были(при всем уважении к автору странички).
А его борьба с коррупцией, это, вообще-то, борьба не только популярная в ширнармассах, не получающих никаких откатов, окромя майских указов, а удар по основе нынешней власти. Ведь соединение власти и собственности, это и есть фундаментальная основа нонешнего кланового феодализма и она же, на всех уровнях и называется коррупцией(административной рентой). И на Западе, это криминальное исключение из правил, которые есть разделение властей, а у нас, это основа всего, включая систему управления и лояльности. Перефразируя Володина, нет коррупции - нет путинизма. Неужели это не очевидно?

Альтернатива росту зарплат.

Максим, добрый день. А как вы относитесь к идее вывода из-под НДФЛ доходов граждан ниже определенного уровня. Например, в той же Германии налогом облагается только превышение годового дохода человека отметки в районе 8000 евро.
Этот подход также повысит уровень жизни категорию граждан с низкими доходами как минимум на 13% без роста номинала зарплат.

Re: Альтернатива росту зарплат.

положительно отношусь. Минимальная зарплата не должна облагаться подоходным налогом

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Со средними значениями Мовчан откровенно сел в лужу. Но и вашими оценками и прогнозами я не полностью согласен:
1) Ваше утверждение: Повышения мин. зарплаты не приведет к разорению малого бизнеса, так как повысится благосостояние общества и соответственно доходы бизнеса. Моя критика: Поведение разбогатевшего общества изменится с определенным лагом, и пройдут месяцы, прежде чем эти деньги вернутся бизнесу. К тому времени малые предприятия просто обанкротятся. Возможно люди потрять излишки не на парикмахерские и рестораны, а на большие покупки, тогда деньги вернутся в гораздо меньшем объеме. Дворник не привыкший ходить в рестораны туда не пойдет получай он хоть 10 тыс, хоть 25.
2) Ваше утверждение: Повыешение минимальной зарплаты не приведет к росту зарплат более высокооплачиваемых сотрудников, ибо условным директорам школ некуда идти. Тогда почему бы условному директору не снизить зарплату, с 50 до 35, ему же все равно некуда идти?

Мне в принципе кажется, что применение европейской социальной модели необоснованно для России. Такая модель подходит только для очень развитых экономик, когда более успешные люди готовы добровольно пожертвовать часть своих доходов, чтобы предотвратить маргинализацию и криминализацию бедных слоев.

Edited at 2017-07-19 03:57 pm (UTC)

так и зарплату предлагается повышать не одномоментно: за 3-4 года, так что бизнес вполне успеет адаптироваться.

и, кстати, это ещё один привет Мовчану: инфляцию надо учитывать не до 2019 даже, а до 2022 - 2023 года!

в рф ведь кредит недоступен.

да, кое-кто потратится на повышение производительности - а остальные просто закроются.

с очевидными последствиями для работников.

хорошая статья, спсб

редкость в жж

----Предположим, директор школы получает 50,000 рублей, а уборщица 10,000. После повышения минималки, уборщица будет получать 25,000. Почему обязательно директору школы нужно повышать зарплату до 55,000 рублей? -----

ну вот тут товарищ передернул. Кроме директора есть учителя разной квалификации / по старому разряд тарифной сетки/.
получаем
уборщица 25000
учитель низшего разряда 30000?
или сколько? пять лет учиться чтобы получать на 5к больше? Разговоры про уволить учителей с низкой квалификацией и нанять с высокой, слишком легковесные. Или мы сокращаем уборщиц и нанимает более квалифиц-х?

Вы за математическими деревьями не увидели леса, разрушения внутренней тарифной или квалифик-й системы на предприятиях.



Максим мыслит по-европейски, где, например, постдок получает лишь на 20% ниже, чем ассист. профессор, на 40% чем ассош. профессор и т.д. Такая социальная система вряд ли будет поддержана в России

Edited at 2017-07-19 06:10 pm (UTC)

Давайте я покритикую и вас и Навального. Все что предлагает Навальный с Миловым называется переливанием из пустого в порожнее. Он собирается ликвидировать ГИГАНТСКОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ в нашей стране при этом не желая вводить прогрессивное налогообложение. Ведь результатом введения плоской ставки и есть это самое ГИГАНТСКОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. А он ее хочет оставить. Они с Миловым хотят обложить дополнительными налогами все эти газпромы. Ну я могу допустить что Навальный не знает таких экономических тонкостей, но Милов то обязан знать. Как и вы тоже. Знать про переложение налогов. Ведь налоги они хотят ввести на все эти газпромы косвенные, а они перекладываются на потребителей. Не полностью конечно но в большей степени. И в итоге мы же и платим эти самые налоги. Навальный поднимет зарплату до 25 тысяч, но тут же изымет ее с помощью налогов. Поэтому я и называю это переливанием из пустого в порожнего. А надо полностью менять всю налоговую систему России и делать ее такой как в США. А там только прямые налоги, причем прогрессивные. Косвенные есть но региональные. Вот когда газпромы станут платить прямые налоги вот только тогда можно уменьшить это самое ГИГАНТСКОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. Так что вся экономическая программа Навального является попросту говоря туфтой. Неужели вы этого не понимаете? Я оставлял комментарии к роликам на Ютубе, но ни Навальный ни Милов не слышат моих возражений. Может вы услышите.

Милов много говорит, что собрать с людей с высокими зпл особо нечего, их, мол, очень мало. Он это иллюстрирует конкретными цифрами, можете сами оценить его аргументы; я лично думаю, что там есть что потрясти - но прогрессивный налог в РФ сейчас практически нереализуем.
Однако Вы немножко не заметили (это простительно, так как не было лейтмотивом дискуссии), что Максим поддерживает позицию Навального об освобождении от налогов минималки. На мой взгляд, эффективней было бы кратно повысить вычеты на детей, но в обоих вариантах это приведёт к дифференциации подоходного налога: с зпл 25 тр реальная ставка налога составит 0%, с 50 тр - 6,5%, со 100 тр. - около 8% и т.д.
Видимо, есть смысл при этом поднять номинальную ставку налога до примерно 20%.

Есть решение проще. Но к сожалению нужны чрезвычайные полномочия, чтоб его воплотить. И полная защита от Нюренберга.

Однако я категорически не согласен, что учителя, врачи, работники ЖКХ, кассиры в супермаркетах как-то особенно разжирели, и им зарплаты нужно урезать.

Забываете о кладовщиках, вахтёрах, охранниках и прочих "подай-принеси", многочисленных "менеджерах". Само их наличие-"разжирели". Я уж не говорю о десятка "директоров" и "замов". Решение-сокращать! Социальные выплаты-отменять! Безработным-три месяца на поиски работы, потом в трудовые лагеря как тунеядцев!

посторонний наблюдатель

(Anonymous)
Не разбираясь в высоких экономических материях, хотел бы задать простой вопрос : почему в Норвегии налог на нефтедобывающую отрасль составляет 78%, что позволило вывести страну в мировые лидеры по социальному уровню жизни населения, в том числе и по уровню минимальной зарплаты, а в РФ это невозможно?

Re: посторонний наблюдатель

Люди такие.

А какой смысл в ваших с Мовчаном расчётах и спорах? Вы делите шкуру неубитого медведя. Коррупция? Это государство все коррупционно. Выборы? Их нет и не будет. ФСБ (КГБ, НКВД, ГПУ, ВЧК) усвоило урок 1991 и НИКОГДА без крови не допустит НИКОГО до власти, кроме своих людей. Все. ТОЧКА !
Вы не понимаете природу СССР, её базы, критериев деятельности. Вы думаете Россия не СССР? Ещё как СССР. Разве были выборы в СССР в правильном понимании этого слова? Инфляция? МРОТ? С какого дуба это когда-то помогало понимать как развивать государство?

Посмотрите зарплаты врачей в той же Бразилии, вы удивитесь, они в разы выше. Государству надо думать о приоритетах, о честной оценке труда. Или феодализм, где все кроме приближенных к феодалу и армии, ничего не производящей массы людей, выживают и существуют, или как в той же Германии, где армия минимальна, ориентир на человека.