
В своем предыдущем посте касательно анализа экономических тезисов Андрея Мовчана (http://mmironov.livejournal.com/23735.html) я не объяснил, как у меня получилась цифра в 2.5 триллиона рублей для всей экономики в результате повышения МРОТ до 25,000 рублей. На этот вопрос, безусловно, нужно дать детальный ответ.
За базу я взял статистический сборник Росстата «Труд и занятость России 2015» http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/trud15.pdf
Согласно данным из этого сборника, число занятых России составило 71,539 тыс. человек (таблица 1.7). В Таблице 8.19 указано распределение по уровню зарплат было следующим (я опустил зарплаты выше 25 тыс. рублей)
от | До | процент занятых |
5000 | 5965 | 1.4% |
5965.1 | 7400 | 3.1% |
7400.1 | 9000 | 3.4% |
9000.1 | 10600 | 4.0% |
10600.1 | 13800 | 8.5% |
13800.1 | 17000 | 9.0% |
17000.1 | 25000 | 20.9% |
Алексей Навальный сможет стать президентом не ранее мая 2018 г. Поэтому минимальные зарплаты смогут быть повышены не раньше 2019 г. (принятие необходимых законов займет какое-то время).
Чтобы делать сделать расчет для 2019 г., нужно учесть инфляцию за 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. В 2015 г. инфляция составила 12.9%, в 2016 – 5.4%. Для 2017 и 2018 гг. я предположил, что инфляция будет 5% в год (за 6 месяцев 2017 г. инфляция составила 2.3% https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/07/06/712525-inflyatsiya, так что к концу года будет, скорее всего, около 5%). Поэтому расчетная кумулятивная инфляция за 2015-2018 гг. составит 31.1%. Исходя из этой прогнозной инфляции, таблица для апреля 2019 г. будет выглядеть так:
Прогноз таблицы 8.19 на апрель 2019. | |||||
от | До | Среднее | процент занятых | Количество занятых, тыс. | Дополнительные затраты, млрд. руб. в год |
6560 | 7826 | 7193 | 1.4% | 1002 | 214.0 |
7826 | 9708 | 8767 | 3.1% | 2218 | 432.0 |
9708 | 11807 | 10758 | 3.4% | 2432 | 415.7 |
11808 | 13907 | 12857 | 4.0% | 2862 | 417.0 |
13907 | 18105 | 16006 | 8.5% | 6081 | 656.3 |
18105 | 22303 | 20204 | 9.0% | 6439 | 370.6 |
22303 | 25000 | 23652 | 5.4% | 3842 | 62.2 |
22303 | 32798 | 20.9% | |||
Итого, миллиардов рублей в год | 2567.7 |
Я сделал упрощающее предположение, что сотрудники распределены равномерно внутри каждого интервала, что не совсем корректно. Среднее по каждому интервалу будет чуть ниже, чем арифметическое среднее между границами. Поэтому моя оценка средней зарплаты по интервалам будет чуть завышена, соответственно, общая цифра дополнительных расходов чуть занижена). Но у меня нет более точных данных о распределении зарплат, чтобы оценить точнее.
Вследствие инфляции интервал с текущей зарплатой в 17,000-25,000 рублей из Таблицы 8.19 превратился в 22,303 – 32,798 рублей. Поэтому я пересчитал, исходя из той же предпосылки о равномерном распределении количество сотрудников, которые получают зарплату от 22,303 до 25,000 руб. Я также сделал предположение, что на промежутке до 2018 г. реальные зарплаты останутся неизменными. Сейчас Росстат отмечает некоторый рост реальных зарплат (http://www.rbc.ru/economics/22/04/2016/571a69ed9a7947ce6616899c), но я думаю, что, если он и есть, то очень небольшой, поэтому предпосылка, что реальные зарплаты будут неизменными, выглядит вполне реалистичной. Если добавить в модель небольшой реальный рост зарплат до 2019 г., то общие дополнительные зарплаты от увеличения минимальной зарплаты немного снизятся (процентов на 5-10).
Я также не учел увеличение уплаты социального налога. Я сделал это намеренно, так как в программе Алексея Навального предлагается снизить социальные налоги на бизнес. Я считаю это разумным, при резком росте минимальной зарплаты сократить ставку социального налога, чтобы общие сборы социального налога остались неизменными. Если мы примем предположение, что общий объем сборов социальных налогов останется таким же, то дополнительная нагрузка - это только увеличение зарплаты, то есть 2.57 триллионов рублей для всей экономики.
Почему оценка в 2.57 триллиона – это верхняя оценка? Во-первых, данные Росстата по занятости в 71 миллионов человек включают в себя теневую занятость, которая в России (по данным того же Росстата) составляет более 20% от числа занятых. В этом секторе тоже может наблюдаться рост зарплат (увеличение зарплат в формальном секторе будет давить на неформальный сектор), но все-таки он будет, скорее всего, несколько меньшим, чем в формальном. Цифра в 2.57 триллиона получена исходя из предположения, что зарплаты и в формальном, и неформальном секторе вырастут до как минимум 25,000 рублей. Если в теневом секторе часть зарплат останется ниже 25,000, то и дополнительная нагрузка на экономику будет меньше, чем 2.57 триллиона.
Во-вторых, при резком росте минимальной зарплаты и бизнес, и государство начнет оптимизировать численность сотрудников, сокращая непроизводительных, нанимая более эффективных (я об этом уже писал в посте http://mmironov.livejournal.com/16494.html). Условно, за 7500 рублей можно нанять одного качества уборщика/цу, за 25,000 – совсем другого. Можно ожидать, что численность работников с зарплатой до 25,000 рублей снизится, а их производительность - повысится. Поэтому общие расходы на увеличение минимальной зарплаты будут ниже, чем 2.57 триллиона.
Безусловно, рост безработицы вследствие увеличения минимальной зарплаты – это важная проблема, и государство должно ей заниматься. Однако уровень в 25,000 рублей – вполне подъемный для нашей экономики, и государство вполне может решить проблему безработицы (ограничив приток мигрантов и облегчив условия работы для малого бизнеса).
Хочется отметить, что если мы даже учтем социальные налоги, то общая оценка дополнительной нагрузки на экономику не изменится. Почему? С одной стороны, чтобы учесть социальные налоги, нужно цифру 2.57 умножить на 1.3, и мы получим 3.34 триллиона рублей. Но эта простая логика не совсем корректна. Социальные налоги – это не то, что куда-то уходит в пустоту. Дополнительный сбор социальных налогов - это фактически дополнительные доходы бюджета, которые могут быть направлены, в том числе, на финансирование увеличения зарплат бюджетникам. То есть если мы не сокращаем социальные налоги, то мы просто практически всю нагрузку по росту зарплат перекладываем на бизнес – ему придется оплатить и увеличение зарплат своих работников, и профинансировать рост зарплат бюджетников через увеличенную налоговую нагрузку. Поэтому цифра дополнительной нагрузки в 2.57 триллиона останется неизменной, только при неизменных социальных налогах вся эта нагрузка ложится целиком на бизнес. Я считаю, разумным является подход сокращения ставки социального налога, чтобы нагрузка по увеличению зарплат пропорционально разделилась между бизнесом и государством.
Update:
Когда я уже закончил писать этот пост, то увидел, что Росстат только что опубликовал статистику за апрель 2017 г. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/11c4980041c1bcbf9ee9fe27f9898572
Вот таблица по распределению зарплат за апрель 2017 г.
и | до | Среднее | процент занятых |
0 | 7500 | 6338.2 | 1.8% |
7500.1 | 9000 | 8252.1 | 2.9% |
9000.1 | 10600 | 9852.3 | 3.2% |
10600.1 | 12200 | 11431.1 | 3.6% |
12200.1 | 13800 | 13037.8 | 3.7% |
13800.1 | 15400 | 14619.3 | 3.8% |
15400.1 | 17000 | 16234.2 | 4.1% |
17000.1 | 18600 | 17816.5 | 4.2% |
18600.1 | 21800 | 20247.7 | 7.9% |
21800.1 | 25000 | 23403.6 | 7.8% |
Кумулятивный инфляционный фактор за 2017 и 2018 составит 10.5%. Итого, прогноз на апрель 2019 будет следующим.
от | до | Среднее | процент занятых | Количество занятых, тыс. | Дополнительные затраты, млрд. руб в год |
0 | 8269 | 6988 | 1.8% | 1288 | 278.3 |
8269 | 9923 | 9098 | 2.9% | 2075 | 395.9 |
9923 | 11687 | 10862 | 3.2% | 2289 | 388.4 |
11687 | 13451 | 12603 | 3.6% | 2575 | 383.1 |
13451 | 15215 | 14374 | 3.7% | 2647 | 337.5 |
15215 | 16979 | 16118 | 3.8% | 2718 | 289.8 |
16979 | 18743 | 17898 | 4.1% | 2933 | 250.0 |
18743 | 20507 | 19643 | 4.2% | 3005 | 193.2 |
20507 | 24035 | 22323 | 7.9% | 5652 | 181.5 |
24035 | 25000 | 24517 | 2.1% | 1527 | 8.8 |
24035 | 27563 | 25802 | 7.8% | ||
Итого, миллиардов рублей в год | 2516.1 |
Я использовал те же предпосылки, как и в расчете, который базировался на данных за 2015 г. Единственное исключение, средние по интервалам я взял из данных Росстата.
Как мы видим, оценка дополнительных расходов практически не изменилась и составила 2,51 триллиона рублей. Это значит, что предпосылки касательно инфляции и роста реальных зарплат за 2015-2016 г. были близки к реальности.